Недавно аудитор Supermicro (EY) объявил, что подал в отставку. EY указал, что не может полагаться на данные руководства компании, и потому не желает ассоциироваться с ее финансовой отчётностью. На этом фоне акции Supermicro обвалились на более чем на 30%. Это событие следует за августовским отчетом шортистов из Hindenburg Research, которые утверждали о манипуляциях с отчётностью в Supermicro. Вслед за этим Министерство юстиции США начало предварительное расследование в отношении компании.
Мы не инвестируем в акции Supermicro, но её индустрия смежна с нашими – Nvidia и AMD продают серверные чипы через Supermicro, а также через Dell, HP и Lenovo. Эта компания также очень на слуху в последний год из-за ажиотажа вокруг ИИ – ее акции выросли в 3,5 раза в первом квартале этого года. Поэтому, учитывая её текущую популярность, а также пусть и нелестную, но громкую новость, считаем уместным дать свой комментарий.
Бухгалтерский скандал — это ситуация, когда компания искажает или фальсифицирует свою финансовую отчётность, вводя в заблуждение инвесторов, регуляторов и общественность. В контексте публичных компаний, чьи акции торгуются на бирже, такие скандалы особенно значимы, поскольку они подрывают доверие к рынку и могут привести к серьёзным финансовым потерям для инвесторов. Примеры крупных бухгалтерских скандалов включают Enron (2001) или Wirecard (2020). После раскрытия скандала акции компании обычно резко падают в цене, а затем, по мере поступления новой информации, могут восстановиться или вовсе потерять листинг. Инвесторы и партнёры также теряют доверие к компании, что затрудняет её дальнейшую деятельность.
Во многих случаях аудиторы и компании сидят в достаточно близких отношениях, и в результате махинаций с отчетностью виноваты оба. Компании - за манипуляции, а аудиторы – как минимум за недостаточную внимательность. В случае же с Enron аудитор Arthur Andresen даже помогал уничтожать документы-улики. Это несмотря на то, что у аудиторов есть множество ступеней для выражения мнения по отчетности, что могло бы помочь им сберечь репутацию: от «чистого» мнения вплоть до «отрицательного».
В случае с Supermicro весьма интересен тот факт, что EY решил не просто дать мнение с оговоркой или отрицательное заключение, а всецело отстраниться от работы. По всей видимости они решили, что после отчета Hindenburg и расследования Министерства Юстиции все в итоге всё равно докопаются до правды, и потому предпочли вообще не пятнать свою репутацию.
Насколько сильны проблемы с отчетностью Supermicro пока судить сложно, но инвесторы предпочитают не разбираться – в таких случаях они сначала стреляют, а потом уже целятся. Их логика понятна: если у тебя вчера не нашли 1% выручки, то завтра можешь нарисовать и 50%. Просто полностью теряется доверие. И, так как цена акций строится на прогнозах будущих денежных потоков, стоимость компании может быстро растаять до менее балансовой. Ярким примером служит Luckin Coffee, который раздул выручку на около 50%. Акции упали не на нарисованные 50%, а на все 95% и прошли делистинг.
Для Supermicro масштаб манипуляций может быть намного меньше, но проблема уже начала распространяться. Их ключевой поставщик, Nvidia, начал перебрасывать часть предложения на других партнеров (HP, Dell). Из-за отстранения аудитора у Supermicro еще сильнее задерживается годовой отчет, а это выбивает ковенанты по кредитам и облигациям. Это значит, что компания обязана договориться о новых условиях или будет дефолт – и тут кредиторы выжимают новые условия из Supermicro, который прижат к стенке. Ну и конечно, это просто большой удар по репутации и бренду. В теории, даже если у Supermicro не найдут никаких проблем с отчетностью, она уже потеряла много – и контракты, и поставки товаров, и хорошие условия по займам.
Мы не имеем мнения и позиций в акциях Supermicro (SMCI) и не намерены заключать сделок с ними в ближайшее время.

