Hepsi – второй крупнейший маркетплейс в Турции, который также осуществляет доставку и принимает платежи. Hepsi означает «все», а burada - «здесь» на турецком, намекая на широту ассортимента. На Hepsi действительно представлены электроника, мода, товары для дома и многое другое, а также можно купить и продукты через их сервис Hepsiexpress. Ключевым конкурентом Hepsi является Trendyol с крупнейшей долей на рынке (около трети) и инвестициями от Alibaba.
Kaspi покупает Hepsi с почти троекратной премией к цене 17 октября ($2,2). Желание сильно переплатить указывает на то, что Kaspi видит хороший потенциал в бизнесе. В последние годы продажи Hepsi растут в среднем на треть каждый год, причем сумма продаж достаточно невысокая для такого большого рынка как Турция. К примеру, GMV Hepsi за 2023 год составил $4 млрд, а у Kaspi - $9,2 млрд. Пока еще сильная фрагментация игроков и ненасыщенный рынок онлайн-коммерции означает большое пространство для дальнейшего роста. Не удивлюсь, если через несколько лет GMV Hepsi обгонит Kaspi магазин и станет основным направлением роста.
Hepsi – по сути первая покупка Kaspi, которая может ощутимо повлиять на метрики компании. Прежние инвестиции в Украину и Азербайджан, к сожалению, практически не заметны в отчетности. Остается надеяться, что фокуса менеджмента будет достаточно и для сохранения лидерства в Казахстане, и для повышения уровня в Турции. Чуть более долгосрочно можно ожидать, что подход Kaspi (рассрочки, платежи, банкинг для МСБ и SuperApp) будет накладываться на Hepsi. В идеальном варианте Kaspi может повторить историю успеха на рынке в 4 раза больше родного. И через десять лет именно эту покупку будут считать переломной точкой.
Мы владеем акциями Kaspi и рады тому, что компания расширяет свою географию, так как уровень услуг финтеха практически не имеет равных по всему миру. И потому мы допускаем описанный выше сценарий, в котором Турция сначала станет значительным сегментом, а затем даже основным. Сумма инвестиций к тому же достаточно большая, чтобы не стать простым экспериментом на манер покупки азербайджанских сайтов.
Из рисков стоит отметить, в первую очередь, валютный. Турецкая лира ослабела на 74% с IPO Hepsi, и это очень сильно бьет по метрикам компании в долларовом выражении. Валютный риск же исходит из денежно-кредитной политики – в Турции базовая ставка составляет 50%, что делает рассрочки очень невыгодными для продавцов. Будем надеяться, что к моменту их внедрения инфляция и ставки снизятся. Отдельно стоит сказать про политический риск. В отличие от инвестиций в Азербайджан или Узбекистан, Турция может быть более лояльной к зарубежной компании в лице Kaspi. Есть слухи, что первые страны не дают Kaspi развиваться должным образом из-за опасений вытеснения местных игроков. В Турции же и институты более развиты, и руководство страны может недооценить силы казахстанской компании.

